Главная

нп "эсмо"

Энергетический вестник

29/08/2017

Интервью с И.А. Башмаковым

Игорь Башмаков: Первое, на чём стали экономить, – на программе энергосбережения

Игорь Алексеевич Башмаков – учёный, лауреат Нобелевской премии, получивший её в составе  межправительственной группы экспертов по изменению климата, всю жизнь занимается экологическими решениями. Причём настолько последовательно, что это прочно вошло и в его частную жизнь.

В своём выступлении на “Климатическом форуме городов России” Игорь Алексеевич выразил пожелание о том, чтобы наша страна выбрала путь сохранения природы, и не разошлась в этом с общемировым трендом.

Журнал “Э-Вести” опубликовал интервью с И.А. Башмаковым. Приводим фрагмент этого интервью.


- Игорь Алексеевич, Вы говорили о том, что можно использовать энергию с применением новейших технологий едва ли не вполовину эффективнее. Во что упирается их применение, почему есть сомнения в правильности пути энергоэффективности?

- В 1993 году, когда я писал книжку на эту тему, я выделял 16 барьеров, но сегодня можно объединить их в четыре основных барьера:

Недостаток информации, когда люди просто не знают, что есть возможность, и эта возможность привлекательна технологически и экономически. Одно время в Москве были плакаты: «Экономьте электричество». Я спрашивал, зачем эти плакаты повесили на чёрном фоне, чтобы людей привлечь сидением в темноте? Вы напишите, что человек сэкономит свои деньги, сэкономив электричество. Нарисуйте кошелёк, чтобы людям было понятно, для кого, для чего и как они это делают. Если вы покупаете светодиодную лампу вместо лампы накаливания, вы её окупаете на несколько месяцев. Это очень эффективное вложение собственных денег и семейного бюджета. То же самое в промышленности, в электроэнергетике, на транспорте. Из-за недостатка информации вы принимаете решения по стереотипам, не очень доверяете новым технологиям.

Нехватка мотивации. Наше правительство считает, что для того чтобы эти процессы шли, достаточно того, что все сами этим займутся. В таких странах, как США, Китай или Западная Европа государство специально мотивирует потребителей к тому, чтобы они вкладывали средства в повышение энергоэффективности. Например, в жилищном секторе, где, как правило, за счёт государства покрывается 20-25% затрат. В такой сфере, как гидроэнергетика, роль государства намного меньше. Есть большой потенциал экономии электроэнергии на таких установках, как электродвигатели. На промышленных предприятиях и электростанциях немного лиц, принимающих решение, а там, где таких лиц много, вам нужны мотивационные схемы. И даже для бизнеса они нужны. У нас мотивационных схем очень мало.

Первое, на чём стали экономить, когда наступил кризис – на программе энергосбережения и повышения экономической эффективности, по которой выделялось ежегодно 7 млрд рублей в регионы. На три года прекратили финансирование, а я думаю, что навсегда. Половину сэкономленных денег направили на Чемпионат по футболу. Для нас футбол, в котором мы никаких успехов не имеем, почему-то оказался важнее энергоэффективности.

Недостаток координации. У нас непонятно, кто в государстве за это отвечает. Назначили Министерство энергетики. Оно какое-то время этим занималось, потом сказало, что оно лучше бы координировало деятельность только топливно-энергетического комплекса. Сейчас у нас проблемой энергоэффективности занимаются несколько ведомств: Министерство экономики, Министерство энергетики, Министерство строительства и ЖКХ, целый ряд других. Нет достаточной координации на федеральном уровне и нет лидера, который мог бы этим заниматься. Поскольку на федеральном уровне перестали финансировать региональный, то там координация тоже практически пропала.

«Длинные» деньги. Для многих проектов энергоэффективности нужны «длинные» деньги, кредиты, «зелёные» кредиты. У нас механизмы «зелёного» льготного кредитования практически не развиты. Хотя у нас много проектов, которые достаточно быстро окупаются, но для того чтобы они появились на поверхности и стали видимыми, нужны «длинные» деньги. Например, я – главный энергетик на предприятии, прихожу и прошу денег на замену оборудования. Ему говорят – уходи, у меня других дел полно. А если он приходит и говорит: вот, есть налоговые льготы, льготные кредиты для установку энергоэффективного оборудования, то финансовый директор сразу за это ухватится. Главный энергетик – не самое главное лицо на предприятии, но именно он может инициировать такие проекты. Здесь пропадают очень большие возможности.

 Источник: портал «ЭнергоСовет»



Все новости