Главная

нп "эсмо"

Вестник энергосервиса

25/09/2014

Совершенствуется порядок заключения и исполнения энергосервисных договоров

Правительством Российской Федерации вынесен на обсуждение проект Федерального Закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (по вопросу мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме)». Основной целью законопроекта являются новации, прямо или косвенно содействующие развитию энергосервисной деятельности в жилищной сфере.
Прежде всего,  проект ФЗ направлен на совершенствование  порядка заключения и исполнения энергосервисных договоров в многоквартирных домах. Предусматривается, что договор управления многоквартирным домом может содержать условия энергосервисного договора (контракта). В этом случае в нем дополнительно должны содержаться:
перечни мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно или регулярно;
условие о величине экономии коммунальных ресурсов (в том числе в стоимостном выражении), которая должна быть обеспечена управляющей организацией в результате исполнения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
условие о порядке определения размера платы по энергосервисному договору (контракту) исходя из показателей, достигнутых или планируемых для достижения в результате реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе исходя из стоимости сэкономленных коммунальных ресурсов.
Согласно предлагаемым изменениям, «при переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов по энергосервисному договору (контракту), в случае, когда такой договор (контракт) заключен». Таким образом, будут снижены риски ЭСКО, реализующиеся в том случае, когда жилец продает квартиру другому собственнику, не подписывавшему энергосервисный контракт.
Изменения устанавливают оплату за энергосервисные услуги обязательной для собственников наравне с платой за содержание, ремонт и коммунальные услуги.
Статья 157 Жилищного кодекса дополняется частью 2.1, определяющей возможность установления порядка определения размера платы за все или некоторые коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 ЖК в структуре энергосервисного договора.
Предлагаемые законом изменения коснулись и Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об  энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Так, в части 9 статьи 11 делается акцент на центральную роль в энергосбережении в МКД энергосервисной компании: слова «за исключением требований, обеспечение выполнения которых в соответствии с настоящим Федеральным законом возложено на других лиц» заменяются словами «в том числе с привлечением других лиц, на которых в соответствии с настоящим Федеральным законом возложено обеспечение выполнения таких требований)».
Также устанавливается определенная степень самостоятельности жильцов в вопросах организации деятельности по повышению энергоэффективности их дома: слова «Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны» подлежат замене словами «Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны самостоятельно или с привлечением лица, ответственного за содержание многоквартирного дома». Тем самым, даже временное или постоянное отсутствие лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, не освобождает их от необходимости заключения энергосервисного договора.
Одним из изменений стало введение особого порядка организации работы по заключению энергосервисных договоров среди собственников в многоквартирных домах в случае, когда в результате реализации энергосберегающих мероприятий возросла плата за энергоресурсы. Ответственность за эту работу возлагается на лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома. Согласно предлагаемым изменениям, «Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома обязано разработать и довести до сведения собственников помещений в многоквартирном доме предложение о заключении энергосервисного договора (контракта) и (или) предложение о создании технической возможности регулирования расхода тепловой энергии в многоквартирном доме в целях ее сбережения в случае, если после проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, а также мероприятий, установленных статьей 13 настоящего Федерального закона, расходы на покупку энергетических ресурсов увеличились. В случае если собственники помещений в многоквартирном доме в течение двух месяцев с момента получения такого предложения не приняли иного решения лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома обязано приступить к реализации такого предложения. В случае заключения энергосервисного договора (контракта) или включения условий такого договора (контракта) в договор управления многоквартирным домом, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны вносить плату по такому договору (контракту), в том числе при изменении способа управления многоквартирным домом, или смене лица, ответственного за содержание многоквартирного дома».
В соответствии с дополнением ст. 157 Жилищного Кодекса частью 2.1 в части 2 статьи 13 вводится следующее изменение: «в случаях, когда  договор поставки, договор купли-продажи энергетических ресурсов, включает в себя условия энергосервисного договора (контракта), а также в случаях заключения в многоквартирном доме энергосервисного договора (контракта), в котором, по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме содержатся условия об установлении  размера платы за все или некоторые коммунальные услуги».
Изменениям и дополнениям подверглась статья 19 «Энергосервисный договор», где излагается порядок расчета размера платы за оказанные коммунальные услуги.
Еще одним важным изменением стало новое изложение части 4 данной главы, предполагающее большую самостоятельность и автономию лица, ответственного за содержание многоквартирного дома: «4. В случае заключения энергосервисного договора (контракта) с лицом, которое ответственно за содержание многоквартирного дома, такое лицо вправе принимать на себя по энергосервисному договору (контракту) обязательства, для надлежащего исполнения которых собственникам помещений в многоквартирном доме необходимо совершать действия, только при условии, что соответствующие полномочия предусмотрены условиями энергосервисного договора (контракта). В случае смены собственника помещения в многоквартирном доме, в отношении которого заключен энергосервисный договор (контракт), заключенный на основании решения собственников помещений в многоквартирном доме, принятого на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме в установленном жилищным законодательством порядке, новый собственник помещения в многоквартирном доме признается передавшим полномочия на заключение и исполнение такого энергосервисного договора (контракта)». Если ранее ему требовалось получить письменное согласие на реализацию энергосберегающих мероприятий от каждого из собственников помещений, то теперь эта мера становится необязательной. Новые собственники, не принимавшие участие в общем собрании жильцов, на котором проводилось голосование по поводу заключения договора на проведение энергосервиса,  признаются передавшими свои полномочия лицу, ответственному за содержание дома. Учитывая, как правило, длительные сроки реализации энергосервисного договора, подобный подход избавляет жильцов от необходимости каждый раз заново проводить общее собрание при смене собственников одного из помещений.
Также законопроектом устанавливаются изменения в законы, регламентирующие меры социальной защиты отдельных категорий граждан: ветеранов, инвалидов, граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы. Данные изменения предполагают установление льгот и социальных гарантий на оплату энергосервисных услуг для указанных групп.
Утверждение рассмотренного проекта Федерального Закона будет способствовать коррекции правовой инфраструктуры энергетического сервиса, нивелируя ряд серьезных барьеров, препятствующих его реализации в жилищном секторе. Отдельно следует отметить социальный вектор предлагаемых в законопроекте изменений, направленный на установление обязательных льгот для ряда категорий граждан. Эта мера станет положительным шагом на пути популяризации энергосервиса в обществе, снижая затраты на оплату энергосервисных услуг для менее обеспеченных собственников помещений многоквартирного дома.



Все новости