Главная

нп "эсмо"

Вестник энергосервиса

22/04/2014

Снять барьеры на пути энергосбережения

В Екатеринбурге прошел форум «Технологии энергоэффективности-2014», участники которого обсудили проблемы энергосбережения и пути их решения.
Условия для внедрения энергосервисных контрактов в бюджетной отрасли, признают участники мероприятия, сейчас фактически отсутствуют. Не в последнюю очередь это происходит из-за особенностей финансирования и невозможности спланировать расходы на долгосрочный период. «Муниципальные и региональные администрации впадают в ступор, когда сроки финансирования проектов превышают срок бюджетного планирования в три года», - сказал глава представительства Европейского банка реконструкции и развития в Уральском федеральном округе Евгений Офрихтер.
Между тем, потенциал для энергосбережения в небольших муниципалитетах, особенно в северных широтах, очень большой, отметил эксперт. Иногда затраты можно сократить на 60%, однако этому препятствует существующая законодательная база, поскольку сейчас мероприятия по энергосбережению на уровне сетей и многоквартирных домов, в которых две трети квартир пустуют, достаточно сложно совместить.
«В ближайшие месяцы каждый руководитель школы, детсада или больницы сам будет вынужден стать энергоаудитором. Вместо того чтобы исполнять свои прямые обязанности, вы будете обязаны заполнять что-то наподобие энергопаспорта. Основные аргументы авторов документа - снижение финансовой нагрузки на бюджет и низкая активность заказчиков обследований. Разработчики постановления уверены, что специалисты администраций будут за ту же заработную плату выполнять больше обязанностей», - сообщил исполнительный директор СРО «Союз Энергоэффективность» Дмитрий Серебряков.
Программа энергообследования в стране была провалена, подчеркнул эксперт. Когда в 2009 году принимали закон, никто не подумал, что силами двухсот организаций невозможно выполнить триста тысяч энергетических обследований. «Заказчику нужна бумажка, чтобы отчитаться. Понятно, что сложился не рынок энергообследований, а рынок энергопаспортизации», - добавил Дмитрий Серебряков.
Впрочем, есть и уже существующие реализованные проекты. Так, примером для мотивации к энергосбережению собственников служит екатеринбургский район Академический, жители которого платят за услуги ЖКХ значительно меньше, чем в среднем по городу, отметили участники совещания.
Однако, несмотря на единичные примеры, сейчас рынок энергосбережения в сфере ЖКХ фактически отсутствует. Между тем, по самым скромным оценкам, высказанным экспертами на совещании при Правительстве РФ в конце прошлого года, его потенциальный объем составляет от 600 млрд. до 2 трлн. руб.
Для того, чтобы  повысить уровень энергоэффективности, помимо прочего следует изменить сложившееся отношение к измерительным приборам. Их оставляют, когда они показывают выгоду, и ломают, когда прибор демонстрирует высокие показатели потребления, отметил председатель совета НП «Метрология энергосбережения» Сергей Ледовских. Данную ситуацию необходимо исправлять, для чего требуется создание независимой метрологической отрасли.
Кроме того, отмечают эксперты, необходимо повышать уровень компетентности в вопросах энергосбережения жителей и специалистов в данной сфере, остающийся пока крайне низким. «Без участия граждан и управляющих компаний энергосервис в жилищной сфере невозможен», - подчеркнул советник дирекции по энергосбережению и повышению энергетической эффективности Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации Дмитрий Хомченко.
Анализу основных препятствий на пути энергетического сервиса посвятила свое выступление руководитель дирекции по проблемам ЖКХ Аналитического центра при Правительстве РФ Мария Шилина. «Полугодовая работа Аналитического центра с энергосервисными компаниями выявила два ключевых барьера для их вхождения в многоквартирный дом. Это отсутствие достоверной информации о потенциальных объектах энергосбережения, то есть о самих многоквартирных домах, а также сложность процедуры проведения общих собраний жильцов. Без этих собраний энергосервисные контракты вообще невозможны», - отметила она.
К настоящему времени энергосервисные контракты были реализованы более чем в 8 тыс. многоквартирных домов Москвы, где энергопотребление в среднем снизилось на 19%. «Сейчас этот опыт тиражируется в Московской области, Санкт-Петербурге, Ярославле. Но программа в Москве стала возможной только благодаря профессионализму, настойчивости и политической воле руководства столицы», - подчеркнула эксперт.
По её словам, энергетической модернизации жилищного фонда мешает также необходимость взаимоувязать интересы множества участников - собственников, управляющей компании, банка, энергосетевых компаний.
Участники форума приняли резолюцию, которая предполагает проведение эффективной модернизации жилищного фонда по схеме классических энергосервисных программ, то есть без затрат бюджетных средств. Предполагается провести три основных этапа модернизации: устранение существующих барьеров, заключение энергосервисных контрактов и создание в регионе системы мониторинга контроля качества энергосервисных услуг.

 

Источник: http://energosovet.ru



Все новости