Главная

нп "эсмо"

Энергетический вестник

14/08/2013

Повышать энергоэффективность должны и потребители, и сами энергетики

По мнению Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), снижению затрат потребителей на электроэнергию будет больше способствовать не внедрение социальной нормы потребления, а стимулирование снижения издержек энергокомпаний и повышения энергоэффективности потребителей.
Руководитель департамента исследований ТЭК ИПЕМ Александр Григорьев принял участие в круглом столе «Социальная норма потребления электроэнергии: оценки экспертов». В ходе выступления он привел примеры формирования тарифов на электроэнергию для населения в различных странах мира. Например, в штате Калифорния у местной энергокомпании PG&E существует 4 уровня тарифов, изменяющиеся в зависимости от объема потребленной энергии. Разброс между минимальным и максимальным уровнем составляет 1,7 раза летом и 3 раза - зимой. На Украине действует социальная норма потребления, по-другому тарифицируется потребление сверх социальной нормы и сверхпотребление (свыше 800 кВт/ч). Однако, как отметил эксперт, самые высокие тарифы на сверхвысокую ставку в Украине не превышают московских тарифов на электроэнергию. Александр Григорьев напомнил, что при этом Россия, в отличие от Украины, является экспортером энергоресурсов.
Эксперт отметил, что российская электроэнергетика имеет большой резерв повышения эффективности на всех уровнях производства и потребления электроэнергии, и именно работа по этому направлению представляется наиболее продуктивной.
Александр Григорьев обратил внимание участников круглого стола на непрозрачность процесса тарифообразования. В настоящий момент существует недостаток контроля над данным процессом со стороны потребителей электроэнергии – даже крупных промышленных предприятий, не говоря уже о населении. В частности, невозможно проследить влияние роста непрофильных расходов энергокомпаний на изменение тарифов.
По мнению эксперта, целью любой политики в электроэнергетике должно быть сокращение затрат потребителей, а не уменьшение тарифов. Затраты потребителей в свою очередь зависят от цен и объема потребления. Потребители способны повлиять на одну из составляющих, а именно стремиться к повышению эффективности собственного энергопотребления. Мировой опыт показывает, что этому могут способствовать сами производители электроэнергии, развивая соответствующие программы для населения. Александр Григорьев привел в пример компанию Pacific Gas в Калифорнии, проводившую акцию, в рамках которой потребителю при покупке нового холодильника взамен старого возвращали 75 долларов. Российские энергокомпании пока не предлагают таких программ, однако в будущем это направление может сыграть положительную роль в повышении энергоэффективности.

Источник: http://www.energosovet.ru



Все новости