Россия заняла 37 место из 105 в глобальном индексе эффективности ТЭК, составленном Всемирным экономическим форумом (ВЭФ) и компанией Accenture. Индекс оценивает позиции энергосистем стран с точки зрения экономики стран (способствует ее росту и развитию), экологии и энергобезопасности. Другие страны БРИК — на невысоких позициях: Бразилия — на 21 месте, Южная Африка — на 59-м, Индия — на 62-м, Китай — на 74-м.
Самая прогрессивная структура ТЭК — в Норвегии, Швеции, Франции, Швейцарии, Новой Зеландии, Колумбии, Латвии, Дании, Испании и Великобритании, самая отстающая — в Эфиопии, Танзании, Ливии, Мозамбике, Непале, Монголии и Бахрейне. Низкий рейтинг — у CША (55 место) и большинства стран ОПЕК (у Саудовской Аравии — 82-е, Ирана -96-е).
Богатые страны требовательнее к экологии и безопасности, быстроразвивающиеся, богатые ресурсами и индустриальные — склонны жертвовать этими показателями и опираться на более дешевые или субсидируемые энергоисточники, например уголь, газ и нефть, ради удовлетворения спроса на сырье, отмечают авторы. Субсидии в ТЭК выросли на 30% в 2011 г. до $523 млрд, субсидии в возобновляемые источники энергии — всего $88 млрд (данные МЭА).
Цены искажены из-за системы субсидий, не отражают расходов на производство и не способствуют эффективному потреблению, отмечает ВЭФ: «Чем больше ресурсов, тем меньше эффективность их использования». Внутренняя цена нефти в Саудовской Аравии — $10 против рыночной $107,7, размер внутреннего рынка — около 27% добычи (данные Bourland Associates).
Архитектура ТЭК лежит в основе экономического роста, считает ВЭФ: отрасль создает стоимость и является базовой для стоимости продукции всех отраслей экономики, вклад сектора высок в странах нетто-экспортерах (30% в Нигерии, 35% — в Венесуэле, 57% — в Кувейте) против 4% ВВП в США.
Глобальная энергетическая система переживает переходный период, резюмируют авторы исследования, цель энергетической архитектуры — стимулирование экономического роста, безопасность и равный доступ к энергии для всех: «Иногда следует чем-то пожертвовать, чтобы выполнить три главных условия — диверсификация, дешевая и чистая энергия: это сделает структуру ТЭК более сбалансированной, экономический рост — более динамичным и эффективным».
Вклад ТЭК в ВВП будет меняться в некоторых странах, обещает МЭА: к 2020 г. США станет крупнейшим производителем нефти, цель Китая — сократить энергоемкость экономики на 16% к 2015 г., ЕС обещает снизить спрос на энергоресурсы на 20% к 2020 г., Япония — потребление электроэнергии на 10% к 2030 г. Политика энергоэффективности будет полезна для России и увеличит потенциал ТЭКа страны, считают в МЭА. Ставка на рациональное использование позволит сэкономить России до 2035 г. 180 млрд куб. м газа, 15 млн т угля и 60 000 баррелей нефти в сутки.
Источник: Ведомости