Экономика страны пока не может похвастаться низкой энергоемкостью ВВП: сегодня этот показатель в 2,5 раза выше среднемировых. Общие же потери электроэнергии только за последние три года достигли 10,3%. Это явный путь к снижению конкурентоспособности всей отечественной промышленности. Как залатать "дыры" и модернизировать ТЭК страны предложила в опубликованном анализе Счетная палата России (СП).
Специалисты ведомства, впрочем, от сенсационных выводов и радикальных предложений воздержались. Скорее, выразили глубокую озабоченность сложившейся ситуацией – в частности - тем фактом, что низкий показатель по энергоэффективности оказывает негативное влияние на тарифную политику в отрасли. "Основными барьерами, сдерживающими развитие энергосбережения и энергоэффективности в России, являются отсутствие мотивации к внедрению технологий, недостаток информации и опыта финансирования проектов, а также недостаточно высокий уровень организации и координации процесса", - заключили эксперты СП.
Правительством России в 2010-2011 годах, - говорится в сообщении, - на федеральном уровне практически сформирован пакет нормативно правовых актов, позволяющий реализовать основные положения Энергетической стратегии России на период до 2030 года. Однако на региональном уровне законы об энергосбережении и повышении энергетической эффективности приняты или приведены в соответствие с федеральным законодательством только в каждом пятом субъекте Российской Федерации".
Анализ показал, что организацией и координацией в большинстве регионов практически не занимаются. Как полагают эксперты отрасли – "на местах" обеспечивают себя энергией от советского мощностей, и перспектива поиска "длинных" вложений в сектор мотивировать на модернизацию никак не способна. Таким образом, сформированный Правительством РФ пакет нормативно-правовых актов, вынужден буксовать и истощать свой потенциал в рамках федеральных полномочий. Это автоматом ставит под сомнение достижение первостепенной цели энергосберегающей программы страны - снижение энергоемкости российской экономики на 40% к 2020 году.
Изношенность энергетического хозяйства в регионах - далеко не единственный повод для беспокойства. Поиск средств на модернизацию и сокращение энергоиздержек России диктует реальность на рынках углеводородного сырья. Нефть и газ неуклонно дорожают, их добыча и транспортировка требует все больших инвестиций. Кроме того, технология этих процессов невозможна без использования дорогих западных технологий, которые Россия пока не способна производить. Дальнейшее игнорирование выполнения этих задач может уже в недалекой перспективе поставить госказну под угрозу весомого "недобора".
Поэтому Минэнерго настаивает на том, чтобы взвешенно доработать имеющиеся механизмы финансирования модернизации ТЭК на всех уровнях. Скажем, в регионах - на основе государственно-частного партнерства. Ведомство уверено, что к проектам важно привлечь частные инвестиции и повысить объемы внедрения разработок российских научных организаций и высших учебных заведений в данном направлении. Важно также при этом сохранить и расширить потенциал российского экспорта энергетических ресурсов и доходной части федерального бюджета, активизацию деятельности, как населения, так и бизнеса по реализации имеющегося энергосберегающего потенциала.
Пока же реальная помощь регионам в осуществлении их энергоэффективных программ исходит из федеральной казны. Так, в 2011 году сумма составила 5,27 млрд. рублей. По сообщению РЭА Минэнерго, проведен отбор среди 73 подавших заявки субъектов страны. В соответствии с правилами предоставления субсидий, из федерального бюджета в их казну перечислятся соответствующие суммы на реализацию данных проектов. Пока такой бонус заслужили 55 регионов РФ. И в настоящий момент они работают над подготовкой проектов соглашений с Минэнерго.
Однако эксперты отрасли все же опасаются, что бюджетный пряник честно и потом "прожевать", не потеряв ни крошки, у регионов не получится. По их наблюдениям, федеральные средства зачастую попадали в руки "специалистов", чьи проекты по повышению энергоэффективности ограничивались заменой лампочек и окон зданий, тогда как достижение реального эффекта только на первых этапах требует тщательного энергоаудита объектов, составление технического и бизнес-планов.
Тем не менее, расплата за скупость в нынешней ситуации ожидает быть особенно болезненной. Во-первых, потому что такие "заплатки" не сократят потери, что ударит по основным потребителям региона. И как следствие - по их бизнесу и способности исправно платить налоги. А во-вторых, потому что уже с 2012 года критерии отбора предоставления субсидий изменены - часть финансирования переложено регулятором на плечи региональных бюджетов.
В Минэнерго не скрывают надежд, что новая программа все же заставит региональных чиновников, как минимум, более взвешенно подходить к подсчету своих бюджетов. И, как максимум, самостоятельно искать эффективные схемы привлечения "длинных" денег и не стесняться тратить их на квалифицированные энергосервисные услуги.
Источник: "Российская газета"