Главная

нп "эсмо"

Новости Партнёрства

08/12/2016

Новые кадры решают. Почти всё

В президентском послании  Федеральному собранию Владимир Путин отметил необходимость выстраивания современной системы образования совместно с бизнесом для подготовки квалифицированных кадров, готовых «выполнять задачи нового уровня». К числу таких задач, как предположила редакция журнала «Регион-Центр», относится и повышение энергоэффективности российской экономики, развитие таких технологий, которые реализуют нестандартные решения в сфере энергосбережения. Насколько верно такое предположение мы решили узнать у председателя Отраслевого отделения по развитию энергосервисного рынка Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», президента саморегулируемой организации НП «ЭСМО», заведующего кафедрой «Энергетический сервис и управление энергосбережением» МАИ (Национальный исследовательский университет) В.Ю.Теплышева.
- Вячеслав Юрьевич, как предприниматель Вы давно – уже более 20 лет – и успешно работаете в области энергетического сервиса. Насколько велика здесь потребность в высококвалифицированных специалистах,  способных участвовать в масштабной системной программе  развития  экономики  нового  технологического  поколения, о запуске которой говорил Президент России?
-
Наверное, сегодня  она более чем велика.  Таких специалистов сейчас крайне недостаточно.
Впрочем, и в целом положение с инженерно-техническими кадрами в сфере энергосбережения трудно назвать хорошим. Достаточно сказать, что из почти 23-х тысяч муниципальных образований Российской Федерации только несколько сотен имеют в своих штатах специалистов, обладающих знаниями и опытом в области энергосбережения. Я думаю, что роль  кадрового обеспечения в сфере повышения энергоэффективности жилищного и коммунального хозяйства не только недооценена, но и плохо понимаема участниками рынка энергопотребления. Количество только многоквартирных домов в России  превышает два с половиной миллиона. Из них 1,6 млн. зданий нуждается в проведении капитального ремонта и отличается значительным энергопотреблением.
Понятно, что от специалистов, грамотно организующих проведение энергосберегающих мероприятий, во многом зависит то, насколько рационально будет потребляться тепловая энергия, вода, природный газ, электроэнергия. Но таких специалистов, работающих в управляющих компаниях, ЖСК, ТСЖ, как я уже говорил, крайне мало.
Показательно, что дефицит персонала наблюдается и в самой энергетической отрасли, работники которой, кстати, относятся к числу хорошо оплачиваемых. По экспертным оценкам он составляет более 12 процентов, из них с начальным профессиональным образованием – 4,8 процента, со средним профессиональным – 3,7 процента, с высшим профессиональным – 3,6 процента. При этом нехватка кадров ощущается на всех этапах  - от проектирования до инжиниринга, монтажа и эксплуатации энергетических объектов.
- Острота проблемы, если мы правильно понимаем, усугубляется ещё и тем, что энергетическому сервису нужны не просто специалисты, но профессионалы высочайшего уровня квалификации, которые способны генерировать передовые идеи и технологические решения.
Именно так. Да, собственно, как и везде. Немного отвлечемся на теорию. В контексте развертывающейся в мире третьей промышленной революции значение сервиса, как такового, неуклонно возрастает. На фоне происходящих сейчас глобальных комплексных преобразований систем, структур, институтов и  отношений, кардинально меняющих  не только производство, но и обучение, коммуникации, отдых и так далее, сервис начинает выходить из тени, где он пребывал в минувшие столетия. Технологии в наше время с каждым годом становятся   всё сложнее, утончённее, затейливее. Сервис, следуя за ними, тоже усложняется, во многих отношениях он начинает превалировать над собственно производством, поскольку от хорошо налаженного сервиса уже зависит гораздо больше.
Энергетический сервис в этом смысле не является исключением. Он также усложняется, становится более пластичным, гибким. Одновременно меняются все его основные ключевые технологии. Без автоматизированных геоинформационных систем скоро уже невозможно будет представить себе ни учёт энергоресурсов, ни работу основных механизмов. В будущем большинство энергоэффективных товаров будут продаваться на условиях оказания услуги. Интеллектуальная составляющая будет доминировать не только в производстве, но и в сфере энергосервиса. И эта сфера может быть и продуктивной, и инновационной. Впереди – эра сервисных услуг.
- Звучит как песня! Но все мы ходим по земле и в меру своей приземленности понимаем, что сейчас наиболее востребованы специалисты, способные решать конкретные задачи.
- И при этом всё же с применением  новых подходов и новых управленческих решений! В своём послании Президент России говорил о направлениях, где накапливается мощный технологический потенциал будущего, назвав их сквозными технологиями, которые сегодня определяют облик всех сфер жизни. К таким сквозным технологиям со всей определённостью можно отнести и энергетический сервис, поскольку он носит междисциплинарный характер, применяется во всех отраслях.
- Да, но его важность не вполне подкреплена нормативными документами,  не оформлена понятийно. До сих пор в нашем законодательстве не зафиксированы даже понятия «энергосервис», «энергосервисная компания». Есть только «энергосервисный договор», который появился в Федеральном законе №261-ФЗ «Об энергосбережении и об энергетической эффективности…»
- При разработке ФЗ №261 в основу подхода была положена заимстованная на западе конструкция так называемого «перформанс-контрактинга», в нашем случае получившая наименование энергосервисного договора. Конечно, заманчиво было реализовать теоретическую возможность финансирования работ по энергосбережению, не требуя бюджетных средств. Но при этом не были приняты во внимание проблемы стыковки этого закона ни с другими нормативно-правовыми установками, действующими в экономическом ареале страны, ни с реальными условиями развития государства.
Парадоксальным образом ФЗ №261 разделил энергосервис и энергетический аудит. Это искусственное разделение ни к чему хорошему не привело и в настоящее время это очевидно уже всем, в том числе и самим энергоаудиторам, которые поспешили перековаться в специалистов энергосервиса.
Вместе с тем, законодатель не торопится исправить эти недоработки ФЗ №261, хотя, безусловно, удивителен сам факт того, что при внесении изменений в этот закон наши предложения о введении в законодательный оборот дефиниции «энергосервис» Комитетом Госдумы по энергетике были проигнорированы.  
В свою очередь, министерства и ведомства не сделали ничего, чтобы компенсировать это тактическими документами, в которых просматривались бы свежие перспективы развития энергосервисного рынка. По-прежнему акцент делается на пресловутый «перформанс-контрактинг». Его приверженцы теперь, правда, уповают на внедрение полностью скалькированной с западных образцов системы «верификации», которая объявлена чуть ли не панацеей в решении проблем повышения энергоэффективности в нашей стране.  Очевидно, пришла пора признать, что картина семилетнего сражения за идеалы ФЗ №261 производит удручающее впечатление. Нельзя до бесконечности латать «тришкин кафтан» этого закона. Необходим новый законодательный акт, в котором энергетическому сервису было бы отведено подобающее ему место.
- Мы несколько отвлеклись от основной темы беседы – построения современной системы образования при участии предпринимателей.  В своё время Вы инициировали создание кафедры «Энергетический сервис и управление энергосбережением» в МАТИ, ставя своей задачей «обеспечение комплексного взаимодействия в образовательной, научной и инновационной сферах с предприятиями». За те четыре года, что Вы руководите кафедрой, эти цели по-прежнему остаются актуальными?
- Было бы самонадеянно полагать, что задача решена в полной мере. Мы начали формировать новый образовательный вектор (или профиль) по энергетическому сервису и энергетическому менеджменту как раз с учётом перспектив, открывающихся перед предприятиями и организациями по использованию современных технологий, техники, экономических механизмов. Для нас было очевидно, что абстрагироваться от новаций нельзя, необходимо не только адаптироваться к сложившимся условиям, но и перестроить основные подходы к конструированию образовательной системы.
Что-то уже удалось выполнить, но гораздо больше ещё предстоит сделать. Но в целом одной из главных задач кафедры остается  обеспечение комплексного взаимодействия с производственными предприятиями. Привлекая к учебному процессу высококвалифицированных специалистов в области энергосбережения и энергетического сервиса, проводя деловые игры со студентами, интерактивные викторины по проблематике энергосбережения и повышения энергоэффективности, мы стремимся выстраивать программы подготовки кадров новой формации таким образом, чтобы возникала возможность создания современных инструментов, которые будут способствовать приобретению не только теоретических, но и важных практических навыков управления энергосбережением.
- Ваши студенты, кстати, уже смогли поучаствовать в создании инновационной разработки, связанной с созданием системы Web-диспетчеризации, которую кафедра представила на конференции, организованной Министерством образования и науки в Москве. По отзывам – очень интересная работа.- Да, такая система для учёта, контроля и анализа энергетических ресурсов позволяет не только автоматизировать сбор и обработку поступающей информации, но и осуществлять контроль за этим процессом в режиме реального времени из любой точки мира.
А это  могут быть и сотрудники организации – поставщика энергоресурсов, получившие доступ к системе, и административные структуры – от муниципалитета и управы до специализированных управлений и департаментов, и технологи, и финансисты, следящие за правильностью расчётов, и даже работники банка, выдавшего кредит на осуществление энергосервисного контракта. Система, в разработке которой участвовала группа молодых учёных и студентов кафедры, позволяет вести мониторинг многочисленных параметров, оптимизировать технологические процессы,  выявить дисбалансы и неучтённые потери энергии,  и многое другое.  При этом 3D-интерфейс дает возможность видеть объекты с разных точек зрения, объемно, фактически это уже голограмма, что бывает порой очень важно для установления причин неполадок или для демонстрации того или иного прибора неофитам.
Весьма важно и то, что включение в процесс такого ненавязчивого контроля многих заинтересованных лиц, прозрачность отслеживания процедуры по сбору и обработке информации создает возможность минимизировать реализацию каких-либо коррупционных схем в сфере коммунальных услуг, о которых там много говорится в средствах массовой коммуникации. Впрочем, система Web-диспетчеризации, разработанная на кафедре, позволяет реализовать и другие, не менее актуальные задачи, связанные с приоритетными направлениями развития научно-технологического комплекса России.
- Собственно говоря, кафедра «Энергетический сервис и управление энергосбережением» уже сейчас является тем центром компетенций, о которых говорил в  своём послании Президент России, поскольку вы можете обеспечить и кадровую, и интеллектуальную поддержку проектам, связанным с формированием рынка энергосбережения.
- Нам бы хотелось быть таким центром. И учитывая активный рост этого рынка, мы готовы участвовать в решении задачи кадрового обеспечения одного из приоритетных направлений отечественной экономики, выращивая специалистов, обладающих как инженерными, так и экономическими компетенциями, предлагающих нестандартные технологические решения и способных встать во главе крупных энергосберегающих проектов.
И наше глубокое убеждение, что  подготовка таких специалистов должна вестись системно и базироваться на интеграции усилий образовательных учреждений и энергосберегающих компаний. А эти высококлассные специалисты, потребность в которых крайне велика, смогут добиться того, чтобы наша страна твёрдо встала на энергоэффективный путь развития.



Все новости