Главная

нп "эсмо"

Новости Партнёрства

11/06/2015

Энергосервис – ключевой фактор повышения энергоэффективности

Изменения, произошедшие в руководстве Комитета Государственной Думы по энергетике, где место председателя занял П.Н. Завальный, специализацией которого считается газовая отрасль, подвигли определенную часть профессионального сообщества к размышлениям о смене приоритетов в экспертной деятельности Комитета. То, что это в принципе возможно, в какой-то степени подтверждалось и ликвидацией Консультативного совета при председателе Комитета, куда входило значительное число экспертных секций, и слухами о вероятном переформатировании их работы. Аудиторию журнала «Регион-Центр» заинтересовал вопрос: могут ли в связи с этим измениться подходы законодателей к проблематике энергосбережения?..

За разъяснениями редакция обратилась к руководителю экспертной секции "Системные технологии энергоучёта, энергосбережения и энергетического сервиса", Президенту Некоммерческого партнёрства "ЭСМО" Вячеславу Теплышеву.

В.Ю.Теплышев:

- Могу сказать, что каковы бы ни были результаты корректировки экспертной деятельности Комитета, проблемы энергосбережения должны оставаться в числе приоритетных. Более того, если исходить из новых моделей роста, обозначенных в последней редакции Основных направлений деятельности Правительства России до 2018 года, подписанной не так давно Дмитрием Медведевым, то усиление инновационной составляющей экономического развития должно идти, в том числе, и через повышение энергоэффективности.  Это, что называется, неизменный тренд.

-  То есть и в работе Вашей секции, наименование которой говорит о приверженности к системности, не будет попятных движений? И акцент по-прежнему будет делаться на энергетическом сервисе?

В.Ю.Теплышев:

- В наименовании секции выражено наше понимание важности инновационных подходов к осмыслению проблематики энергосбережения. Без системности, без комплексности подхода к энергосбережению добиться каких-либо значимых результатов не получится. Это доказано практикой и доказано убедительно.
Что касается самой проблематики работы секции, то хотел бы в очередной раз отметить, что в условиях формирования в нашей стране новой архитектуры энергосбережения и повышения энергоэффективности, начало которому было положено с выходом Федерального закона №261-ФЗ от 23 ноября 2009 года "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…", именно правильно организованный энергосервис может стать основой для качественной реализации государственной программы энергоэффективности, определенной как наиболее приоритетная задача ближайших лет.
Не лишним будет напомнить, что энергосервисные компании, или ЭСКО, это по самой своей сути структуры инновационные. Их отличительная особенность состоит в том, что ЭСКО получает доход не за проделанную работу или оказанные услуги, а за результативность своих проектов. И как раз это выделяет их из всех современных коммерческих институтов.
Проблемы развития ЭСКО, безусловно, будут в центре внимания экспертов, работающих в нашей секции. В целом же работа секции ориентирована на всемерное содействие формированиию российских технологий энергоэффективности, на поддержку приоритетного развития отечественного производства энергосберегающего оборудования, систем и приборов.
Профессиональная оценка, как и профессиональная поддержка со стороны экспертного сообщества, как нам представляется, будут способствовать реализации актуальных задач в сфере повышения энергоэффективности. И поскольку секция действует в рамках Комитета Госдумы по энергетике, то, естественно, что в первую очередь наша работа будут касаться сферы законодательства, нормативно-правовых актов, связанных с энергосбережением.
Понятно, что у нас здесь имеются определённые приоритеты, которые выражены, в том числе, и в наименовании секции. Мы будем стремиться к тому, чтобы в правовых новациях, в законодательных инициативах было отражено наше видение того, что будет наиболее эффективно способствовать развитию системных технологий энергоучёта, энергосбережения и энергетического сервиса.

- То есть Ваша секция является как бы своеобразным коллективным лоббистом?

В.Ю.Теплышев:

- Я бы всё же предпочёл вести речь не о лоббировании (каким бы цивилизованным оно ни было), а о защите и развитии высокорезультативных технологий достижения энергоэффекта. Тем более, что  в такой защите энергосервис, безусловно, нуждается. При этом мы не говорим о преференциях, льготах или привилегиях. Значительно важнее создание благоприятного климата для становления и возмужания того сектора, который жизненно необходим для развития экономики страны и который, на наш взгляд, является определяющим в обеспечении задачи повышения энергоэффективности.

- Деятельность по повышению энергоэффективности является доходным и надежным бизнесом во многих странах. В России же инвестиции в энергосбережение всё ещё считаются весьма рискованными. Как Вы полагаете, наше законодательство уже в полной мере решило вопросы защиты этих инвестиций? Если нет, то какие проблемы необходимо решить в первую очередь для того, что бы
процесс, что называется, пошел?

В.Ю.Теплышев:

- Эти проблемы не только не решены в полной мере, но, по моему глубокому убеждению, даже ещё законодательно и не обозначены.
Инвестиции в энергосбережение предполагают, как правило, долгосрочный характер. И потому, конечно, крайне важно в этой деятельности опираться на правила и правовые инструменты, обеспечивающие гарантию возврата вложенных средств.
Разработка механизма защиты такого рода инвестиций крайне актуальна. Прежде всего, должны быть сняты все бюрократические препоны, налоговые и бюджетные риски, связанных с возвратом полученной экономии в результате исполнения энергосервисных договоров. Максимальный срок действия таких договоров необходимо увеличить. Организации, успешно реализующие энергосберегающие программы, должны получить право направить средства от экономии энергоресурсов на компенсацию понесённых затрат и поощрение работников. Я поддерживаю звучавшие уже предложения об установлении налоговых льгот и объёмов финансирования энергопотребления для таких организаций на пять лет.
Для правильной организации всех процедур, связанных с защитой инвестиций в энергосбережение, необходимо также введение практики доказательного мониторинга экономии денежных средств после внедрения энергоэффективных проектов, установление правил бухгалтерской проводки получаемой экономии, её дифференцированного учета и аккумуляции, и принятие правил, подкреплённых правовыми нормами, по определению периода начисления экономии, разделу денежных средств, полученных от реализации таких проектов.
Устранив неопределённость предмета экономии в результате энергосберегающих мероприятий, предоставив надежные гарантии по возврату вложенных средств, мы создадим необходимые стимулы для активизации работ по повышению энергоэффективности и появлению заинтересованных инвесторов.
Хотел бы в этой связи внести оптимистическую нотку в нашу беседу, поскольку в уже упомянутой мною новой редакции Основных направлений деятельности Правительства России до 2018 года тема защиты инвестиций в энергосбережение была обозначена. В документе, в частности, указывается, что «для увеличения инвестиционной привлекательности проектов по энергосбережению в бюджетной сфере упростится конкурсная процедура заключения энергосервисных контрактов, в том числе усовершенствуется система предоставления инвесторам гарантий оплаты с учетом достигнутой экономии энергетических ресурсов».
Значит, и депутатский корпус, и правительство осознают глубину и важность проблемы. И это настраивает нас на хороший лад.

- Вы являетесь президентом Некоммерческого партнёрства «ЭСМО» -первой в стране саморегулируемой организации энергосервисных компаний, в состав которой входит более ста организаций. Очевидно, что интерес к этому виду деятельности очень велик и компании, создав СРО, готовы брать на себя коллективную ответственность за результаты работ по энергосбережению. В то же время количество заключенных сегодня энергосервисных контрактов не много. Почему так происходит?

В.Ю.Теплышев:

- На сегодняшний день существует недооценка роли энергосервиса, в том числе и в модернизации экономики страны, в её скорейшем переводе на инновационно-энергоэффективный путь развития.
Энергосервис завершает процесс подготовки энергосебережения и в то же время перманентно продолжает его. Но эта, завершающая, стадия энергосберегающих процедур как раз и выпала из поля зрения властных структур. Отсутствие должного результата, малая эффективность проводимой реформы, порой, бессмысленность капиталовложений в этой сфере не в последнюю очередь связана с отсутствием комплексного подхода к решению проблемы, с незаконченностью процесса в целом.
Развитие энергосервисного рынка, внимательное и заинтересованное отношение к проблемам становления на российской экономической почве энергосервисных компаний создаст полноценный алгоритм энергоэффективности. ЭСКО призвана стать обязательным и, безусловно, необходимым участником системы отношений поставщика и потребителя энергоресурсов, который обеспечивает баланс разнонаправленных интересов субъектов этой системы.
Будучи многофункциональной коммерческой структурой, энергосервисная компания в состоянии обеспечить учёт, контроль и оптимизацию энергопотребления и при этом взять на себя роль арбитра в непростых отношениях между сторонами, интересы которых диаметрально противоположны. Обеспечивая эффективное потребление энергоресурсов, ориентируясь на технологии рационального их расходования, ЭСКО прежде всего защищает интересы потребителя (покупателя) ресурсов, но в то же время способна объективно оценить ситуацию, поскольку располагает необходимыми для этого инструментами, а в качестве аргументов использует техническую и программную аналитику, результаты учёта, конкретных расчётов и необходимый архив событий из базы данных автоматизированных систем учёта.
Структуры управления и обслуживания жилищного фонда, например, осуществляющие хозяйственные функции, не могут взять на себя эти задачи. Более того, они чаще всего не в состоянии даже организовать полноценные и эффективные подразделения по реализации тех услуг, которые может предоставить энергосервисная компания, предлагающая жизнеспособные технологии контроля за процессом энергосбережения, учёта и анализа потребляемых ресурсов, конкретные технические решения по сокращению сверхнормативного тепло- и водопотребления, а также (при необходимости) устранения недотопов (перетопов) в ходе отопительного сезона, реальные стимулы и инструменты для энергосбережения и экономии ресурсов.
Более мощные по своему производственному и финансовому потенциалу теплоснабжающие организации или муниципальные учреждения даже юридически неправомочны контролировать отношения потребителя и поставщика энергоресурсов, поскольку речь идёт о коммерческих интересах сторон. Совершенно очевидно, что проведение прямых расчётов за тепловую энергию вызывает необходимость участия третьей стороны, которая осуществляет как энергосервисные функции, так и административно-правовой интерфейс взаимодействия продавца и покупателя ресурсов.
Задача - вписать энергосервисную деятельность в систему правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности. И тогда, говорю это с полной уверенностью, можно будет ожидать множества заключенных и реализованных энергосервисных контрактов.



Все новости