Главная

нп "эсмо"

Новости Партнёрства

28/04/2014

«Энергетический сервис как драйвер и инструмент повышения энергоэффективности»

В Москве состоялась Международная конференция «Энергетический сервис как драйвер и инструмент повышения энергоэффективности», организованная Некоммерческим партнёрством «Межрегиональное объединение по развитию энергосервисного рынка и повышению энергоэффективности» и приуроченная к пятилетию создания НП «ЭСМО».

Участники конференции, собравшей экспертов Республики Беларусь, Украины, Германии и России, констатировали, что повышение энергоэффективности – тот вызов времени, на который российская экономика пока не может, к сожалению, дать адекватного и достойного ответа. Они были солидарны в том, что энергетический сервис является ключом, способным открыть трудно поддающуюся дверь энергосбережения.

Потенциал отечественного энергосервисного рынка, как отмечалось на конференции, по некоторым оценкам, достигает 500 и более миллиардов рублей. Без формирования этого рынка, позволяющего экономить до 20-30 процентов ресурсов, едва ли возможно, например, представить себе модернизацию жилищного и коммунального хозяйства страны, что само по себе может стать мощным драйвером развития экономики России.

«Решение о замораживании тарифов, принятое в прошлом году, позволяет говорить о довольно сильном импульсе для инвестиций в энергетический сервис, - подтвердил президент НП «ЭСМО», модератор конференции Вячеслав Теплышев. – И мы отмечаем  определённую заинтересованность участия в развитии рынка энергосервиса в России многих мировых лидеров разработки энергоэффективных технологий. В учреждённом нами Международном инновационном научно-образовательном центре энергоэффективных компетенций совместно будут работать «Байер», «Упонор», «Штибель эльтрон», «Шнайдер электрик» и другие известные компании».

Вместе с тем, как отмечалось на конференции, энергетический сервис в качестве ключевого фактора повышения энергоэффективности ещё не стал приоритетным в реализуемых строительных проектах, программах модернизации жилищного фонда, коммунальной инфраструктуры, подготовки кадров. Государственные институты уделяют мало внимания становлению российского энергосервисного рынка,  поддержке развития отечественного производства энергосберегающего оборудования  и приборов, внедрения системных технологий учёта и контроля потребления энергоресурсов, освоения современных энергоэффективных технологий. 

В докладах и выступлениях директора энергосервисной компании «Экологические Системы», главного редактора Интернет-портала «ЭСКО» Василия Степаненко, члена коллегии СРО НП «Союз «Энергоэффективность» Якова Щелокова, члена Общественной палаты Российской Федерации Анатолия Либета, научного сотрудника  Рейнско-Вестфальского технического университета Марии Гарбузовой-Шлифтер, заместителя проректора по науке Белорусского национального технического университета Александра Калиниченко, эксперта Аналитического центра при Правительстве РФ Евгения Гашо, руководителя экспертной секции Комитета Государственной Думы по энергетике Юрия Тихоненко, вице-президента ЗАО «MSI ФДП АВАЛЬ» Евгения Чулкова, генерального директора ООО «ТБН энергосервис» Андрея Крылова и других участников конференции подчёркивалось, что повышение внимание государства к проблемам развития энергетического сервиса, объединение усилий учёных, предпринимателей, представителей министерств и ведомств, ответственных за создание активной инновационной среды в энергосбережении, позволят скорее вывести экономику нашей страны на энергоэффективный путь развития.      

Для решения задач развития энергосервисного рынка необходимо не только повысить эффективность координации между различными организациями, но и создать современную комплексную систему оценки социально-экономических результатов проводимых модернизационных мероприятий, программ и проектов.    По-прежнему актуальными остаются задачи создания консолидированной системы управления энергосбережением, объективной экспертизы программ и проектов повышения энергоэффективности, устранения препятствий на пути предпринимательской деятельности в области энергосбережения, созданию режима наибольшего благоприятствования для специализированного бизнеса.

Очевидно, что уже давно назрела необходимость образования межотраслевого органа, курирующего проблематику энергосбережения, под руководством заместителя Председателя Правительства или заместителя руководителя Администрации Президента России.

Несмотря на принятые поправки в Бюджетный Кодекс, непрозрачными и рискованными для многих хозяйствующих субъектов остаются схемы финансирования энергосервисных контрактов, возврата полученной экономии.

Роль энергосервисных компаний (ЭСКО) объективно должна быть более значимой. Энергетический сервис в  лице ЭСКО призван стать обязательным и, безусловно, необходимым участником системы отношений поставщика и потребителя энергоресурсов, который обеспечивает баланс разнонаправленных интересов субъектов этой системы. Будучи многофункциональной коммерческой структурой, энергосервисная компания в состоянии обеспечить учёт, контроль и оптимизацию энергопотребления и при этом взять на себя роль арбитра в непростых отношениях между сторонами, интересы которых диаметрально противоположны.

Обеспечивая, в силу своей основной задачи, эффективное потребление энергоресурсов, ориентируясь на технологии рационального их расходования, ЭСКО прежде всего защищает интересы потребителя (покупателя) ресурсов, но в то же время способна объективно оценить ситуацию, поскольку располагает необходимыми для этого инструментами, а в качестве аргументов использует техническую и программную аналитику, результаты учёта, конкретных расчётов и необходимый архив событий из базы данных автоматизированных систем учёта.

Участники состоявшегося обсуждения проблем энергетического сервиса, проведённого по инициативе первой в России саморегулируемой организации в сфере энергосервиса – НП «ЭСМО», в резолюции конференции подчеркнули то обстоятельство, что масштабный эффект от реализации любой энергосервисной модели возможен лишь в том случае, если реализуемые меры будут носить системный и целенаправленный характер. Чтобы соответствовать вызовам времени, все этапы  должны являться элементами единой и согласованной стратегии, определяемой совместно ключевыми участниками энергосервисного рынка. 



Все новости