Главная

нп "эсмо"

Новости Партнёрства

12/10/2012

Эксперты обсудили актуальные проблемы развития энергетического сервиса

В Государственной  Думе состоялось заседание Экспертной секции Комитета по энергетике, которое провёл президент Некоммерческого партнёрства «ЭСМО», генеральный директор компании «ТБН энергосервис» Вячеслав Теплышев. Эксперты обсудили законодательные инициативы, обусловленные необходимостью внесения изменений в Федеральный закон №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…», а также проект, связанный с поддержкой развития энергетического сервиса в рамках Национальной предпринимательской инициативы по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации.

Генеральный директор Некоммерческого партнёрства «Индустрия Сервейинг» Юрий Павленков ознакомил членов Экспертной секции с разработанной им концепцией комплексной энергоэффективной модернизацией многоквартирных домов и коммунальной инфраструктуры муниципального образования, а президент Ассоциации «Новое измерение Борис Портянкин в своём  докладе сосредоточился на проблеме «Что мешает становлению энергетического сервиса в ЖКХ и привлечению инвестиций в эту сферу?»

 Тема развития энергосервиса была обсуждена с различных сторон. Эксперты констатировали, что прошло уже достаточно времени после принятия 23 ноября 2009 года Федерального закона «Об энергосбережении…», чтобы можно было с уверенностью сказать, что содержащаяся в нем конструкция энергосервисной деятельности практически неприменима к реалиям российской экономики. Заимствованная из законодательства западных стран в очень упрощенной и усеченной форме «перформанс-контрактинга», она формулируется как императив: затраты на энергосервисный контракт не могут превышать размер (процент) экономии, полученной в результате его реализации.

Речь идет о так называемой модели ESPC (Energy Savings Performance Contracting), появившейся в середине 80-х годов прошлого столетия. Заложенная в ESPC теоретическая возможность финансировать работы по энергосбережению, не выделяя денег из бюджета, оказалась привлекательной, особенно в условиях кризиса. Именно эту модель пытается перенять российское законодательство и внедрить в российских условиях едва ли не в качестве единственно возможной модели для энергосервисных компаний (ЭСКО), делая ЭСКО и ESPC, по сути, синонимами.

Столь узкое понимание энергетического сервиса сужает сферу его применения в России, делает его слишком сложным с точки зрения учёта и фиксации полученных результатов, а с точки зрения экономики всего процесса – невозможным. 

Как отметил Б. Портянкин, последствия такого подхода могут быть самыми печальными,  так как при этом не учитываются ни исторические, ни технологические, ни географические особенности нашей страны, которые делают невозможным применение такого рода энергосервисных договоров. Указанный выше императив уже сейчас практически остановил выделение денег собственниками объектов на создание базовых условий для всякого энергосбережения – учёта и контроля расхода энергоресурсов. На западе отпуск коммунальных ресурсов потребителю немыслим без точного измерения того, что потребили, когда потребили, и какого качества был потребленный ресурс. Это основа товарного производства и основа договорных рыночных отношений в коммунальной сфере. Прибор учёта там – неотъемлемая часть поставки энергоресурсов, при измерении параметров которых эти ресурсы, собственно, и становятся товарами в момент их потребления, т.к. только при их измерении возможно определить и потребительскую стоимость, и стоимость самого товара.

Но действующий ныне закон об энергосбережении внес полную путаницу в этот вопрос, приравняв энергосервисный договор к ESPC: теперь никто вообще не желает тратиться не только на энергосбережение, но и на создание учёта. Все ожидают, что затраты на приборы учёта возьмет на себя ЭСКО, которая за свой счет, на свой страх и риск сотворит маленькое экономическое чудо, так что и сами приборы окупятся, и все затраты ЭСКО отобьются, и управляющие компании получат прибыль, и местные администрации обиженными не останутся, и жители многоквартирных домов меньше платить станут.

То, что окупаемость этих работ может не наступить и через 30 лет, нашего законодателя совершенно не волнует - это проблемы ЭСКО, «на западе как-то же получается!» Беда лишь в том, что ЭСКО-волшебников не существует ни в России, ни за рубежом. ESPC нигде в мире не является единственной моделью для ЭСКО. Это только малая часть от всего того многообразия договорных и хозяйственных форм энергосервисных услуг, которые предлагаются ЭСКО повсюду на локальных рынках. В портфеле заказов этих ЭСКО могут быть, а могут и не быть ESPC. ЭСКО может работать как на государственных, так и на частных объектах. И это не мешает им называться ЭСКО, и заключать энергосервисные договоры, выполняя самые разные работы: от энергетического обследования и составления проекта энергосберегающих мероприятий, до замены или модернизации оборудования инженерных систем, настройки режимов работы бытовых приборов, оптимизации потребления энергии, вообще, всего того, что востребовано на рынке, за что заказчик готов платить деньги.

Что касается ЭСКО, применяющих исключительно ESPC, то это не массовое явление, даже за рубежом, а довольно редкие примеры. Как правило, такие ЭСКО «выращиваются» в рекламных целях крупными корпорациями под прозрачными куполами различных «инновационных центров», научных заведений, технополисов, куда так часто возят на экскурсии делегации из развивающихся стран. Их опыт, как отмечали участники состоявшегося обсуждения, по-своему  любопытен, но не актуален для российских условий.

Учитывая крайнюю злободневность проблемы развития энергетического сервиса в нашей стране, эксперты Комитета Госдумы по энергетике решили принять участие в практической разработке такого проекта в рамках Национальной предпринимательской инициативы.

Следующее заседание Экспертной секции «Системные технологии энергоучёта, энергосбережения и энергетического сервиса» планируется посвятить обсуждению передовых практик отечественных энергосервисных компаний.



Все новости