Главная

нп "эсмо"

Новости Партнёрства

30/01/2012

Необходимо обновление законодательных норм, касающихся энергосбережения и энергоэффективности

      Нормативное обеспечение реализации положений Федерального закона №261 "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…» стало предметом рассмотрения на заседании «круглого стола» в Государственной Думе, в котором приняли участие также и представители Некоммерческого партнёрства «ЭСМО».
      Организатором мероприятия, собравшего более ста специалистов, экспертов, представителей министерств и ведомств, общественных организаций, депутатского корпуса, выступил Комитет по энергетике. Симптоматично, что именно тема нормативного подкрепления перевода экономики страны на энергоэффективный путь развития, была выбрана обновлённым составом Комитета, сформированным из депутатов Госдумы шестого созыва, первой среди многих других важных тем. Как бы ни разнились оценки и подходы тех, кто участвовал в обсуждении этой темы, но то, что проблема совершенствования ФЗ №261 назрела, и на данный момент времени является приоритетной, - в этом сходились все выступавшие на заседании «круглого стола».
       Задал тон обсуждению модератор заседания Председатель Комитета Государственной Думы по энергетике Иван Грачев, отметивший важность комплексной доработки как законодательных инициатив, поступающих в Комитет, так и нормативно-правовых актов правительственных структур, связанных с реализацией положений Закона «Об энергосбережении…».
       Выступившие с докладами руководитель Департамента ЖКХ Министерства регионального развития Российской Федерации Ирина Булгакова и директор Департамента энергоэффективности, модернизации и развития ТЭК Министерства энергетики России Павел Свистунов рассказали о том, что было сделано их ведомствами по реализации положений ФЗ №261. Эта тема была затем подхвачена первым заместителем Председателя Комитета Госдумы по энергетике Юрием Липатовым, который  проинформировал участников «круглого стола» о проделанной работе в этом направлении Комитетом Госдумы пятого созыва.
      В последующем обсуждении приняли участие не только депутаты и представители государственных структур, но и руководители предприятий и организаций, непосредственно включенных в процесс организации энергосбережения, эксперты, специалисты в сфере энергоэффективности. В числе выступивших были и представители НП «ЭСМО» - вице-президент НП Михаил Байзаков и независимый член Правления Партнёрства, член Общественной палаты Российской Федерации Анатолий Либет.
      Участники развернувшейся дискуссии констатировали, что положения 261-го федерального закона в части  повсеместной установки приборов учёта энергоресурсов и перехода к взаимным расчетам и государственному тарифному регулированию на основе данных приборов учёта в 2012 году  не являются бесспорными: сложившаяся практика свидетельствует о том, что собственникам помещений не выгодно, а порой и дорого (особенно пенсионерам) оснащать помещения приборами учёта, при том, что 5-летняя рассрочка, как правило, не предоставляется.
      Статья 23 ФЗ №261 ограничивает объём возможностей современных информационных технологий, позволяющих внедрять комплексные решения по диспетчеризации, удаленному считыванию и интернет-обработке показаний приборов учета энергоресурсов для выдачи счетов-фактур ЖКХ, а также доступа через интернет каждого потребителя к показаниям приборов учета энергоресурсов своей квартиры.
     Сегодня, как полагают участники дискуссии, необходимо обратить внимание на необходимость:

     -  снятия существенных бюрократических сложностей, налоговых и бюджетных рисков, связанных с возвратом полученной экономии в результате реализации энергосервисных контрактов;
     - дифференциации требований к проведению энергетического обследования в зависимости от категории объекта и объёма потребления энергетических ресурсов (введения института энергетических деклараций для организаций с незначительным или нулевым энергопотреблением);
     -  введения системы аттестации для энергоаудиторов в связи с низкой профессиональной подготовленностью значительной части лиц, проводящих энергетические обследования, и низким уровнем ответственности саморегулируемых организаций в области энергетического обследования за качество работы своих членов;
     -  создания механизмов стимулирования в части рационального применения результатов энергетических обследований для дальнейшей разработки программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
     -  кардинального пересмотра формата требований к энергоаудиту - для бюджетных организаций он должен быть обязателен, но не чаще, чем в 7-8 лет, в качестве исключения - аудит после капремонта, для остальных компаний – энергоаудит должен быть добровольным, кроме ситуаций обращения этих компаний за финансовой поддержкой государства;
     - увеличения максимального срока действия энергосервисного договора, предоставления организациям с незначительным и нулевым энергопотреблением права заполнять энергетические декларации вместо энергетического паспорта;
     - предоставления права проведения экспресс-энергетического обследования в жилом фонде без проведения инструментального обследования;
     - установления налоговых льгот и объёмов финансирования энергопотребления на пять лет для организаций, реализующих программы по энергосбережению, для направления сэкономленных средств на компенсацию ресурсов, затраченных на энергосберегающие мероприятия и поощрение работников;
     -  исключения части 1 ст. 24 Закона № 261-ФЗ об обязанности бюджетных учреждений обеспечить снижение в сопоставимых условиях объёма потребленных ими воды, дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля в течение пяти лет не менее, чем на 15% от объема, фактически потребленного в 2009 году каждого из указанных ресурсов с ежегодным снижением такого объема не менее чем на три процента. (Погрешность измерения, например, тепловой энергии (погрешность теплосчетчика) составляет ± 4%. Таким образом, требование снижения энергопотребления на 3% в год меньше метрологической погрешности).
     В завершение более чем 2,5 часового обсуждения темы участники «круглого стола» рекомендовали:

     - Комитету Государственной Думы по энергетике создать постоянно действующую рабочую группу по совершенствованию 261-го Федерального закона с комплексной доработкой всех поступающих в Комитет законодательных инициатив;
     - Правительству Российской Федерации в кратчайшие сроки завершить разработку нормативно-правовых актов, необходимых для реализации основных положений Федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».



Все новости